РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АВИАТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ

№7, 24.09.2018 года

Нечаева Ольга Александровна

Куклев Валерий Александрович

Иванская Наталья Николаевна

Педагогические науки

многоступенчатая система профессиональной подготовки, авиатранспортный вуз

В статье рассматривается реализация многоступенчатой системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на примере авиатранспортного вуза; в результате исследования охарактеризована структура данной системы для авиатранспортного вуза.
Экономико-политическая ситуация в России предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с необходимостью приобретения современным человеком не только новых знаний, но и обладание набором следующих признаков: компетентностью, ответственностью, стремлением к самообучению, целеустремленностью, оригинальностью мышления, креативностью, готовностью и стремлением к интенсивному профессиональному росту и мобильности.
Действительно, целью современного образования должна стать не подготовка «узких» специалистов для конкретной области деятельности, а развитие всесторонне развитой личности, сформированной на достижениях профессиональной и социально-экологической компетентности.
На наш взгляд, обеспечить и создать педагогические условия для формирования высокообразованных профессионалов призвана система многоступенчатой профессиональной подготовки авиатранспортного вуза. Выпускнику вуза, работающему в условиях современного производства, необходимо обладать не только умением применять основные производственные технологии, но и принимать участие в рационализации и создании качественно новой техники и технологии без ущерба для окружающей среды и человечества. Одним из показателей качества высшего образования является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения, достижение заданной цели можно осуществить только последовательно, пройдя все этапы многоступенчатой системы профессиональной подготовки.
Первоначальным звеном в единой многоступенчатой системе профессиональной подготовки является дошкольное учреждение. Детский сад является основой в формировании первых знаний о многообразии профессий. Так ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (УИ ГА) взяло шефство над дошкольным учреждением № 221 «Дружный экипаж» для знакомства и профессиональной ориентации воспитанников с миром профессий авиационной отрасли.
В доступной форме детям предоставляется информация о профессиях работников авиационной отрасли, проводятся экскурсии в УИ ГА, осуществляется показ мультфильмов, связанных с авиационной тематикой.
Следующим этапом системы профессиональной подготовки является школьное образование, целью которого должно стать не столько обеспечение возможности поступления молодых людей в вуз, сколько подготовка их к активному общественно полезному, производительному труду, т. е. сформировать совокупность компетенций, обусловливающих потребность и возможность успешно реализовать себя в активно изменяющейся экономике страны.
Преемственность и непрерывность профессионального образования связана с развитием допрофессиональной подготовки, успешно реализуемой в процессе взаимодействия школы и авиатранспортного вуза. Так, например, одним из мероприятий профориентационный работы является ежегодное проведения «Дня открытых дверей в УИ ГА» для абитуриентов и их родите-лей.
В результате проведения данного мероприятия абитуриенты и их родители знакомятся с вузом посредством просмотра мультимедийной презентации, задают интересующие их вопросы деканам факультетов, заведующим кафедрами, узнают об условиях приема на обучение в институт, о военной подготовке курсантов, перспективах трудоустройства по окончании вуза.
Востребованность на современном рынке труда специалистов среднего звена в сфере подготовки рабочих кадров связана с владением обучающимися рабочих навыков, с возможностью к основной специальности получить ряд смежных профессий, а также определиться с правильностью выбора на-правления подготовки перед поступлением в вуз. Например, филиалами УИ ГА являются: «Краснокутское летное училище гражданской авиации», «Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского», «Сасовское имени Героя Советского Союза Г. А. Тарана летное училище гражданской авиации».
Следующей важной ступенью системы профессиональной подготовки является вузовский этап, цель которого заключается в формировании устойчивого интереса у обучающихся к профессии, желания и стремления к научно-профессиональной деятельности, приобретения инновационных знаний о профессии, умения применять, полученные знания в качестве инструмента профессионального мышления при решении профессиональных задач.
Для осуществления образовательной деятельности УИ ГА имеет учебно-лабораторную базу: три учебных корпуса, базу Центра подготовки специалистов поиска, спасения и авиационной безопасности на воздушном транспорте (Центр ПСиАБ), спортивные залы и открытую спортивную площадку; тренажерный центр; летную службу; инженерно-авиационную службу с парком воздушных судов первоначального обучения и выпускных мероприятий; подразделения аэродромного комплекса, обеспечивающими полеты воздушных судов; центр культуры и творчества; головной отраслевой музей истории гражданской авиации; социальную сферу (общежития, гостиницу, столовые, спортивно-оздоровительный лагерь, медико-санитарную часть); службы жизнеобеспечения деятельности института.
Вуз ведет образовательную деятельность по программам довузовского, среднего профессионального образования, высшего образования и дополни-тельного профессионального образования.
К одной из наиболее эффективных педагогических технологий, способствующих результативному процессу профессиональной подготовки обучающихся авиатранспортного вуза, можно отнести активное использование комбинированной (смешанной) модели обучения, реализуемой профессорско-преподавательским составом вуза [1, 2].
Только сочетание теоретических знаний с применением полученного опыта на практике, ускоряет процесс формирования готовности выпускника авиатранспортного вуза к профессиональной деятельности на рынке труда. Обучающиеся УИ ГА проходят учебные, производственные и преддипломные практики в организациях авиатранспортной отрасли: ОАО «Аэропорт-Ульяновск», ОСП международный аэропорт «Ульяновск-Восточный», ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», АО «Авиастар СП» и др., приобретая при этом профессионально-значимые характеристики и овладевая социально-профессиональными знаниями и технологиями.
Заключительным звеном в многоступенчатой системе профессиональной подготовки является послевузовской этап с целью развития профессионального обучения взрослого населения. В ходе становления специалиста-профессионала целенаправленное внимание уделяется овладению методами научно-исследовательского характера и умению их применять на собственном рабочем месте, изучению и применению опыта российских и зарубежных коллег, проектированию оптимальных и эффективных вариантов решения производственных задач. Организационными формами послевузовского этапа подготовки специалиста-профессионала авиатранспортной отрасли являются: различные способы самообразования, обучение в аспирантуре, докторантуре и в институтах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, а также в процессе профессиональной переподготовки и др.
Таким образом, реализация многоступенчатой системы профессиональной подготовки обучающихся, представленная на примере авиатранспортного вуза, и модернизация всего профессионального образования позволит интегрировать содержание образования, интенсифицировать учебный процесс, основанный на овладении умением самостоятельного поиска и интерпретации информации и превращения ее в новые знания, а также мобильности и гибкости решения профессиональных задач.

Список литературы

  1. Куклев, В.А., Глушков, В.А., Иванская, Н.Н. Изучение основ техносфер­ной безопасности в модели смешанного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании 2017. IV Международная научно-практическая конференция (Россия, Ульяновск, 12-14 апреля 2017 г.): сборник научных трудов. — Ульяновск: УлГТУ, 2017. —  С. 299-307;
  2. Нечаева, О.А. Использование комбинированного обучения при формиро­вании социально-экологической компетентности в авиационном вузе // Исто­рическая и социально-образовательная мысль. 2017. — № 6/2. — С. 243-248.