РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№4, 22.12.2017 года

Аривошкина Ирина Юрьевна

Экономические науки

образовательная организация, ресурсы, классификация ресурсов

В этой статье описывается ресурсное обеспечение образовательной организации которая является одной из ключевых задач стратегического характера и играет значительную роль в обеспечении конкурентоспособности и прогрессивного развития организации. В статье рассматриваются такие понятия как «образовательная организация» и «ресурсы», а также приводятся различные классификации и значимость ресурсов образовательной организации.

Актуальность выбранной темы заключается в стремлении образовательных организаций соответствовать требованиям современного работодателя. Как правило, работодатель нуждается в  специалистах, способных работать на современном оборудовании, владеющих новыми производственными и информационными технологиями, мобильных и профессионально-компетентных.

Объектом исследования является образовательная организация.

Предметом исследования – ресурсное обеспечение образовательной организации.

Целью данного исследования явилось рассмотрение понятий «образовательная организация» и «ресурсы», а также изучение классификация ресурсов, представленных различными источниками.

Образование выступает в качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы.

Оно относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания, формируется морально-психологическое отношение к труду. Кроме того, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занимается подготовкой кадров, формирует их знания, умения и навыки, которые будут востребованы в трудовой и иной деятельности [1].

Наличие в стране высококвалифицированных специалистов, подготовленных системой образования способствует достижению успехов мировых лидеров в завоевании международных рынков и выпуске конкурентоспособной продукции.

Инвестирование в сферу образования должно осуществляться непрерывно и на должном уровне даже, когда страна переживает экономический подъем, иначе вследствие быстрого устаревания знаний общество будет отброшено назад. В связи с этим привлечение инвестиций является важной задачей современного государства, от которой может зависеть его будущее.

Проблема образования в России приобретает особый смысл в связи с резким сокращением объема государственного финансирования и традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий. [5]

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. [6]

Функционирование образовательного учреждения начинается с организации расходования его ресурсов.

Ресурсы (от фр. resources – вспомогательное средство) – в это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы (наземные, ископаемые, подводные); людские ресурсы, включая способности и квалификацию; товары производственного назначения, или производимые человеком средства производства. Экономику можно определить как науку об аллокации ресурсов. [2]

Ресурсы (resources) – элементы экономической системы, используемые в процессе производственного потребления или факторы производства: труд (рабочих, инженеров, организаторов производства), земля (запасы полезных ископаемых, леса), капитала (здания и сооружения, технологическое оборудование, транспортные средства). Термином «ресурсы» обозначается также продукция и услуги непроизводственного характера, предназначенный для личного потребления. [4]

Ресурсами образовательной организации считаются рабочие программы, исключительные права на программное обеспечение, все виды информационных ресурсов, трудовые и финансовые ресурсы которые участвуют в образовательном процессе. Ресурсы, отвечающие современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества влияют на качество образовательного процесса и определяют результат образования.

В таблице 1 представлены некоторые подходы к классификации ресурсов.

 

Таблица 1 – Классификация ресурсов

Источник информации Классификация ресурсов
В экономической теории
Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 592 с. Материальные

людские

Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2003. – 896 с. природные, трудовые, капитальные, предпринимательские способности и знания
Исаева Л.А. Экономическая теория / Л.А. Исаева, Г.Г. Романова. – Владивосток: МГУ, 2006. – 138 с. природные, материальные, финансовые и трудовые
Макконнел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю. – Т1. – М.: РЕСПУБЛИКА, 1992. – 399 с материальные, капитальные и людские
Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Кн. мир, 2003. – 895 с. человеческие, капитальные, материальные, технологические и информационные
Большая советская энциклопедия. Т. 36, 2-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1955. – 672 с. экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные ресурсы
В экономико-математических моделях
Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. – М.: Дело, 2003. – 520 с. природные, средства производства, трудовые, конечных потребительских благ, информационные, финансовые и внешние
В экономической географии
Осипов, В.А. Экономика природопользования. Учебное пособие / Осипов В.А. – Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2006. 204 с. природные
В социально- экономических системах
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2006. – 448 с. природные, человеческие и ресурсы произведенные человеком

 

Проведенный анализ показал, что единого подхода к классификации ресурсов не существует и различия между приведенными классификациями связаны со строгостью выбора классификационного признака.

В связи с этим, все ресурсы предлагается различать по категориям: природные, информационные и экономические, а последние в свою очередь подразделять на материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы. [8]

  1. Материально-технические (сырье и материалы) – совокупность предметов и объектов труда, на которые человек воздействует в процессе своей деятельности с помощью средств труда в целях приспособления их для удовлетворения своих потребностей и использования в процессе производства.
  2. Трудовые – это часть населения страны, участвующая в создании валового национального продукта (ВНП) в соответствии со своим образовательным и профессиональным уровнем.
  3. Финансовые – денежные средства, которые выделяются на организацию производственного процесса продукции и ее реализацию.

В целях эффективного функционирования образовательной организации важнейшую роль играют следующие ресурсы:

  • человеческие: преподавательский состав, административный и вспомогательный персонал;
  • материальные: оборудование, программное обеспечение, литература, учебные пособия, мебель, объекты недвижимого имущества (здания), земельные участки).

Материальные ресурсы – это предметы труда, которые применяются в производстве. [9]

Совокупность этих ресурсов представляет собой материально-техническую, или учебно-материальную базу образовательного учреждения, благодаря которой организация может эффективно функционировать. Для поддержания и развития такой базы необходимо непрерывное осуществление финансирования, ведь именно оно обеспечивает своевременное проведение капитального ремонта зданий и текущего ремонта помещений, модернизацию и ремонт оборудования, приобретение основных средств и материалов для полноценной оснащенности учебного процесса.

При полноценном финансировании образовательная организация способна преобразовать имеющуюся материально-техническую базу в уникальный комплекс, обеспечивающий наиболее качественное представление материала преподавателем и тем самым определяющий конкурентное преимущество организации в сравнении с другими учебными заведениями.

  • финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.)

Государственный бюджет на сегодняшний день является основным источником финансирования образовательных учреждений. За счет средств бюджета обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.

За счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, покрывается значительная часть расходов связанных с содержанием и обеспечением образовательной организации. Ко внебюджетной деятельности  относятся: платная форма обучения, оказание образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, предоставление в аренду объектов собственности, закрепленных за организацией на праве оперативного управления, издательская деятельность, библиотечные услуги и другие виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законодательством.

Финансовые ресурсы абсолютно ликвидны, поэтому они способны компенсировать нехватку любых других ресурсов, особенно материальных и человеческих.

  • информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии)

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах. [7]

Образовательная организация в своей работе ежедневно сталкивается с данными о работодателях, контрагентах, конкурентах, нормативных документах и т.д. в связи с чем, используемая информация должна быть как можно более полной и достоверной, а доступ к ней открытым для определенных групп ее пользователей.

  • нормативно-правовое обеспечение

Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Руководитель любой организации обязан осуществлять свою деятельность на безупречной правовой основе. Центральное место в нормативно-правовом обеспечении деятельности образовательной организации принадлежит Закону РФ «Об образовании».

  • ресурсы времени

Время является крайне ограниченным источником, который не подлежит восстановлению. Для сотрудников образовательной организации имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

Ресурсы любой образовательной организации по отношению к внешней среде можно подразделить на [3]:

  • явные (хорошая репутация, давняя история, традиция).

Хорошая корпоративная репутация образовательной организации увеличивает ценность предоставляемых ею услуг и ставит учреждение на ступень выше в «гонке» за контингент. Развитие данного ресурса является непосредственной задачей руководства.

Образовательная организация, которая чтит свою историю, а также развивает и приумножает традиции, является источником становления и развития высоконравственного, творческого и компетентного гражданина. Все это достигается путем систематического проведения классных часов, организации традиционных культурно-массовых мероприятий посвященных, а также посещения музейно-образовательных центров.

  • неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

В ходе исследования было определено, что образовательными организациями являются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В понятие «ресурсы» включается все, что способствует экономической деятельности организации: природные ресурсы (наземные, ископаемые, подводные); людские ресурсы, включая способности и квалификацию; товары производственного назначения, или производимые человеком средства производства.

По отношению к образовательной организации ресурсами являются рабочие программы, исключительные права на программное обеспечение, все виды информационных ресурсов, трудовые и финансовые ресурсы которые участвуют в образовательном процессе.

Различные источники информации предлагают несколько классификаций ресурсов, однако различия между приведенными классификациями связаны исключительно со строгостью выбора классификационного признака, поэтому экономические ресурсы образовательной организации принято делить на: материально-технические, трудовые и финансовые.

Список литературы

  1. Аверкин В. Развитие образования — проблемы и решения // Народное образование. — 2011. — № 1,2.
  2.  Блэк Дж. Экономика: Толковый словарь. Англо-русский. – М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь Мир», 2000, 840 с.
  3. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. — М.: Интеллект-Центр, 2004.
  4. Родников: Терминологический словарь. 2-е изд-ние, испр. и дополн. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. Экономика: Учеб./ Под. ред. А.С. Булатова. — М.: Экономист, 2004.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»