ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

№4, 17.12.2017 года

Дмитриева Наталья Владимировна

Экономические науки

ведомственный контроль, общественный и внутренний контроль, государственные закупки, плановые и внеплановые проверки

В данной статье рассматриваются виды контроля и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной службе 44-ФЗ, а также рассмотрим функции контролирующих органов в сфере государственных закупок.

Сфера государственных закупок, регулируемая Законом № 44-ФЗ, является комплексной многоуровневой системой, которую необходимо контролировать на каждом этапе от планирования и проведения процедур до заключения и исполнения обязанностей сторон по контрактам. Законодательство предусматривает сразу несколько видов контроля. Контрольные мероприятия проводятся различными государственными структурами.

Несомненно, многообразие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют рабочий процесс, а порой из-за несостоявшихся процедур нарушаются сроки осуществления поставок товаров, работ и услуг, а так же происходит не освоение государственных средств.

Однако, постоянно развивающаяся система закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. За несоблюдение или нарушение норм законодательства о закупках предусмотрена административная ответственность.

Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности — заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Не смотря на разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при проведении закупочной деятельности. Без прохождения данного контроля заказчик не сможет опубликовать необходимую информацию.

ФАС и его региональные отделения осуществляют непосредственный контроль и проверку закупочных процедур, а также принимают жалобы от обеих сторон (заказчика и исполнителя). Антимонопольный орган имеет право при выявлении каких-либо нарушений выдать предписания об их устранении и приостановить процедуру исполнения контракта. Помимо этого, ФАС обладает полномочиями вовсе отменить процедуру или внести поставщика в реестр недобросовестных исполнителей в случае уклонения от исполнения контракта.

Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми являются жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализуются в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц.  Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

Кабинет министров, в свою очередь, установил обязательное обсуждение закупок Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.

Внутренний контроль в контрактной системе осуществляется Согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 101). Заказчику вменяется обязанность осуществлять контроль над исполнением условий контракта поставщиком. Наряду с этим закон предписывает заказчику в тех ситуациях, когда поставщик фактически не выполняет работы самостоятельно, а привлекает исполнителей субподряда, также осуществлять контроль над таковым привлечением. Итак, заказчик обязан осуществлять контроль над привлечением субподряда поставщиком путем предоставления документов, относящиеся к конкретному выполнению работ, то есть, договоры, акты и платежные поручения.

Также, согласно ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчику вменяется в обязанность в одностороннем порядке разорвать контракт, если поставщик нарушил обязательное условие о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов СМП и СОНО. Такое нарушение фактически приравнивается к несоответствию требованиям документации или предоставлению ложных сведений.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_144624/ (дата обращения 17.12.2017 года);
  2. https://www.pro-goszakaz.ru (дата обращения 17.12.2017 года);
  3. Контроль в сфере закупок Лунина О. 2015г;
  4. http://good-tender.ru (дата обращения 17.12.2017 года);
  5. http://tenderoviki.ru/zakazchiku/kontrol-zakupok.html (дата обращения 17.12.2017 года).