НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №54 В 2017 ГОДУ

№1, 13.07.2017 года

Лебедев Юрий Владимирович

Экономические науки

онлайн ККТ, новый, 54-ФЗ, 290-ФЗ

В статье описан процесс применения контрольно-кассовой техники, с соблюдением Законов ФЗ-54 и ФЗ-290. Типы операций не требующих применения онлайн кассовой техники, так же, освобождение от применения контрольно-кассовой техники для определенных видов деятельности. Сравнительный анализ применения контрольно-кассовой техники в редакции Закона № 54-ФЗ,
действовавшей до и после 15.07.2016 года. Временные освобождения от применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей.

В 2016 году порядок применения контрольно-кассовой техники изменился после принятия Федерального закона от 03.07.16 № 290-ФЗ, внесшего новации в Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ, в частности, были пересмотрены основания, позволяющие не применять кассовые аппараты.

Действие закона распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов на территории Российской Федерации. Таким образом, никаких исключений на уровне субъектного состава действующая редакция закона не предусматривает. Освобождение от применения контрольно-кассовой техники может предоставляться при осуществлении некоторых видов операций или на некоторых территориях.

Если ранее кредитные организации должны были использовать контрольно-кассовую технику лишь в некоторых ситуациях, связанных с использованием платежных терминалов, то теперь им разрешено не применять контрольно-кассовую технику только в автоматических устройствах для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств и по передаче распоряжений об осуществлении перевода денежных средств, т. е. только в банкоматах. В то же время автоматическое устройство для расчетов в ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ определено как устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Отметим, что Закон № 54-ФЗ не конкретизирует понятие «организации». Этот термин не очерчен законодательно, но применяется в Гражданском кодексе РФ при определении юридического лица.

В налоговых правоотношениях используется более широкая и детализированная трактовка: организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством нашей страны (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Напомним, что в Закон № 54-ФЗ был введен п. 1 ст. 1, в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из этого закона и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним. Поэтому при реализации его требований следует учитывать понятийный аппарат из данной отрасли законодательства. В результате вопрос о применении ККТ филиалами и представительствами иностранных лиц и международных организаций, созданными на территории нашей страны, остается непроясненным, поскольку в гражданско-правовом смысле юридическими лицами они не являются (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Прежде всего, подчеркну, что с 15.07.16 Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ именуется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В то время как ранее его действие охватывало только наличные платежи и расчеты с использованием платежных карт.

В сферу регулирования закона подпадают расчеты, под которыми понимается закрытый перечень операций: прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Не требуют применения контрольно-кассовой техники расчеты по договорам займа (письмо ФНС РФ от 20.12.16 № ЕД-4-20/24495) и при принятии некоммерческими организациями пожертвований и иных разновидностей целевого финансирования.

Действующая редакция Закона № 54-ФЗ не ограничивает применение контрольно-кассовой техники случаями окончательного расчета с покупателем, когда товар передан, работы выполнены, а услуги оказаны. Она распространяется на все виды расчетов, в том числе авансовые (письмо ФНС РФ от 11.11.16 № АС-4-20/21345@), а также посредством подарочных сертификатов (письмо ФНС РФ от 09.11.16 № АС-4-20/21227@). Кроме того, контрольно-кассовой техники следует применять не только при приеме денежных средств, но и при их выплате. Например, Минфин России в письме от 29.12.16 № 03-01-15/79182 разъяснил, что комиссионеры обязаны применять контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями за реализацию товара, принятого на такую реализацию по договору комиссии, и при передаче денежных средств комитенту за реализованный товар и удержании комиссионного вознаграждения.

При осуществлении расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в специальном перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта федерации, разрешается не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Порядок выдачи и учета таких документов устанавливает Правительство РФ, а утвержденные перечни отдаленных и труднодоступных местностей органы государственной власти субъектов федерации должны размещать на своих официальных интернет-сайтах. Так, в частности, перечни отдаленных и труднодоступных местностей были утверждены постановлениями Администрации Алтайского края от 23.12.16 № 432, Правительства Амурской области от 22.09.16 № 416, Губернатора Владимирской области от 18.10.16 № 901, Правительства Магаданской области от 08.09.16 № 723-пп, Правительства Хабаровского края от 02.12.04 № 97-пр (в ред. от 24.06.16), Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.12.16 № 1406-р, Приказом Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31.01.17 № 33, Законом Кировской области от 01.08.16 № 709-ЗО и др.

Указанное освобождение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, использующих для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляющих торговлю подакцизными товарами.

Еще одна особенность, связанная с фактором локализации, предусмотрена для тех мест, которые, хотя и не признаются отдаленными и труднодоступными, но при этом отдалены от сетей связи. В подобных местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и указанных в утвержденном перечне местностей, удаленных от сетей связи, разрешается применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Перечень также утверждается органом государственной власти субъекта федерации и размещается на официальном интернет-сайте. Критерий определения отдаленных от сетей связи местностей установлен приказом Минкомсвязи России от 05.12.16 № 616 — это численность населения.

Положения приказа предусматривают использование контрольно-кассовую технику в автономном режиме в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек. На основании данного критерия и должны формироваться региональные перечни. Например, постановление Правительства Республики Коми от 23.01.17 № 27, приказ Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31.01.17 № 32 и др.

Освобождения от применения ККТ для определенных видов деятельности, виды деятельности, на которые требование о применении контрольно-кассовой техники не распространяется, перечислены в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Сравним ее старую и новую редакции (см. табл. 1).

ТАБЛИЦА 1
В редакции Закона № 54-ФЗ,
действовавшей до 15.07.16
В редакции Закона № 54-ФЗ,
действующей после 15.07.16
Продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации Продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации
Продажа ценных бумаг Продажа ценных бумаг
Продажа лотерейных билетов Норма исключена
Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте
Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий
Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ
Разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом) Разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом)
Продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта Норма присоединена к предыдущему пункту, с расширением сферы действия (ассортимента)
Торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами Торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами
Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней
Реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством При оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном российским законодательством
Продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи Норма исключена
Норма отсутствовала Ремонт и окраска обуви
То же Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
-«- Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
-«- Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов
-«- Вспашка огородов и распиловка дров
-«- Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах
-«- Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
Продажа лекарств аптечными организациями, находящимися в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Отметим, что согласно новой редакции Закона № 54-ФЗ продажа проездных документов (билетов) и талонов, предназначенных для проезда в общественном транспорте, за пределами салона транспортного средства (например, в уличных киосках или кассах станций), а также продажа иных средств оплаты проезда (например, жетонов) не освобождается от применения контрольно-кассовой техники.

Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.04.17 № 698-р.

Перечисленные в табл. 1 освобождения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами. Это ограничение не касается религиозных организаций, поскольку в новой редакции норма для них включена не в общий перечень, а выделена в отдельный подп. 6.

Исходя из формулировки запрета, организация, полагаем, что использующая хотя бы одно автоматическое устройство расчетов, не сможет воспользоваться освобождением для всей своей деятельности.

Из Закона № 54-ФЗ исключен запрет на использование перечисленных освобождений от применения контрольно-кассовой техники платежными агентами. Их обязанности определяет Федеральный закон от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Следует отметить, что Законом № 54-ФЗ не урегулирован вопрос использования контрольно-кассовой техники организациями, которые не могут обеспечить подключение своих устройств к сети Интернет из соображений безопасности, сохранения государственной тайны и т. п. В связи с этим специалистами-практиками высказывается мнение, что для них будет разработан особый порядок.

Отсутствие необходимости применять контрольно-кассовой техники может быть связано с избранными способами, технологиями расчетов. Перечислим способы оплаты, которые находятся в распоряжении современного покупателя (или заказчика), и проанализируем, на какие из них распространяется действие Закона № 54-ФЗ до и после его изменения (см. табл. 2).

Первые два вида оплаты, указанные в табл. 2, могут осуществляться покупателями как через контакт с сотрудником организации (кассиром), так и с помощью автоматизированных устройств расчетов. В последнем случае вопрос о применении ККТ решается в зависимости от принадлежности такого устройства. Если автоматизированное устройство расчетов находится в собственности или пользовании кредитной организации, контрольно-кассовую технику применять не требуется.

ТАБЛИЦА 2
Способ оплаты Закон № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.16 Закон № 54-ФЗ в редакции, действующей после 15.07.16
Наличными денежными средствами Да Да
С помощью платежной банковской карты через POS-терминал (торговый эквайринг) Да Имеются сомнения (будет пояснено далее)
Посредством перевода с банковского счета Нет Нет
Посредством банковского перевода без открытия счета, не предусматривающего использования платежных инструментов Нет Нет
С помощью платежной банковской карты через интернет-сервисы оплаты (интернет-эквайринг) Нет Да
С использованием электронных денежных средств (перевод через оператора ЭДС) Нет Да

Отметим, что Закон № 54-ФЗ не раскрывает, какие именно это могут быть устройства. Действующее законодательство позволяет отнести к таковым банкоматы — определение перенесено из Закона № 54-ФЗ в п. 28 ст. 2 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», платежные терминалы — определение перенесено изЗакона № 54-ФЗ в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Вывод о неприменении контрольно-кассовой техники при интернет-расчетах до 15.07.17 обоснован в письмах Минфина России от 31.03.14 № 03-01-15/14052, ФНС РФ от 10.07.13 № АС-4-2/12406@, УФНС РФ по г. Москве от 24.04.12 № 17-26/037701@.

Для электронных средств платежа в обновленном законе установлены некоторые особенности. Во-первых, контрольно-кассовую технику не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В принципе, этому описанию соответствуют и POS-терминалы, через которые организации принимают платежи банковскими картами, относящимися согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» к электронным средствам платежа. Поэтому в табл. 2 и была поставлена под сомнение обязательность применения контрольно-кассовой техники в данном случае. На наш взгляд, данное сомнение будет разрешаться контролирующими органами в пользу применения контрольно-кассовой техники.

Кроме того, контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Закон № 290-ФЗ предусматривает поэтапное вступление нововведений в силу. Так, до 01.07.18 сохраняются ранее действовавшие освобождения.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу).

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих БСО по ранее действовавшим правилам.

Право не применять ККТ сохраняется за всеми, кто имел его до внесения изменений (по поводу того, распространяется ли данная оговорка на интернет-эквайринг и оплату электронными денежными средствами высказываются разные мнения).

Контрольно-кассовая техника может не применяться в торговых автоматах (при этом определение данного устройства отсутствует как в Законе № 54-ФЗ, так и в иных законодательных актах).

Из п. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ следует, что представители перечисленных групп могут не применять контрольно-кассовую технику вообще, однако после обращения за регистрацией кассового аппарата после 01.02.17 они должны будут использовать технику нового образца и организовать передачу фискальных данных в налоговый орган (за исключением отдаленных от сетей связи местностей).

Использовать ранее зарегистрированную кассу старого образца разрешено только до 01.07.17, после этой даты ее можно применять только в качестве печатающего устройства, сняв с учета как контрольно-кассовую технику (таким образом, реализовав право не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.18). Налоговые органы информируют, что после 01.07.17 такие кассы будут сняты с учета автоматически, как не соответствующие требованиям Закона № 54-ФЗ. Однако в письме ФНС РФ от 01.12.16 № ЕД-4-20/22910@ говорится, что кассу следует снять с учета самостоятельно до 01.07.17. На вопросы, можно ли будет временно использовать ККТ нового образца в качестве печатающего устройства, если не регистрировать ее в ФНС РФ и не заключать договор с оператором фискальных данных, а также можно ли будет, заключив договор с оператором, не передавать данные до 01.07.18, налоговые органы пока не дали исчерпывающих ответов. Однако закон предусматривает, что емкость фискального накопителя рассчитана на 30 дней, и если в течение этого срока данные не переданы, кассовый аппарат блокируется.

Кроме того, не придется в полной мере воспользоваться отсрочкой перехода на новые правила тем организациям и предпринимателям, которые связаны с розничной продажей алкогольной продукции.

Пункт 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ был дополнен фразой: «Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники «. Данное положение действует с 31.03.17.

Ранее требование о наличии контрольно-кассовой техники распространялось на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи. В п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.14 № 47 подтверждалось, что эта норма устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем является специальной по отношению к положениям Закона № 54-ФЗ и распространяется на плательщиков ЕНВД.

Согласно п. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 28.06.12 № 656). Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха и относится к подакцизным товарам (подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Таким образом, по новым правилам применять контрольно-кассовую технику с 31.03.17 следует даже тем, кто предлагает покупателям только пиво и слабоалкогольные напитки.

Еще одна отсрочка внедрения новых правил во всей их полноте предусмотрена п. 17 ст. 7 Закона № 290-ФЗ. До 01.02.21 индивидуальным предпринимателям, применяющим ПСН, УСН, ЕСХН и ЕНВД, разрешено не указывать в чеках или БСО наименование товаров (работ, услуг) и их количество. Однако она не распространяется на предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа: Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 290-ФЗ.
  5. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
  6. Интернет ресурс «http://www.consultant.ru/»
  7. Интернет ресурс «https://www.nalog.ru/».