Ученые выяснили, как был построен древнейший мост Руси в Новгороде

Ученые из Института археологии РАН изучили остатки древнего моста, найденного на дне реки Волхов в прошлом году, и выяснили, что он был собран с применением очень «продвинутых» технологий для времени его постройки. Об открытии рассказывает пресс-служба ИА РАН.

«Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами, чья длина составляла не менее 17 метров. Это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства», — рассказывает Айвар Степанов, руководитель раскопок.

Великий Новгород давно считается одним из самых древнейших городов России и важнейших культурных и политических центров в первые эпохи истории нашей страны. По текущим представлениям историков, первые поселения славян появились на его территории в конце IX или в начале X века нашей эры.

Если верить летописям, Новгород изначально состоял из двух половин, так называемых «сторон», расположенных на правом и левом берегу Волхова. Справа находилась так называемая Торговая сторона, где находился главный рынок города, а затем и резиденция князя, а слева находилась Софийская сторона, названная так в честь древнейшего каменного храма современной России.

Обе части города соединял мост, построенный, как повествуют летописи с относительно противоречивой репутацией, еще до крещения Киевской Руси и распространения христианства по территории ее северных регионов. Этот мост предположительно выступал местом разрешения диспутов между враждующими «сторонами» города, нередко доходившими до массовых драк.

Следы существования этого моста, как отмечает пресс-служба института, археологи ищут на дне Волхова на протяжении последних 15 лет. Два года назад им улыбнулась удача – они просветили реку при помощи трехмерного эхолота и нашли необычные бугры рядом с мостом, построенным в эпоху феодальной раздробленности. В марте прошлого года Степанов и его коллеги вскрыли эти наложения грунта и обнаружили под ними фрагменты опоры еще более древнего моста.

Когда ученые извлекли фрагменты древесины и измерили их возраст при помощи радиоуглеродного анализа, они обнаружили, что сосны и ели, из которых был построен мост, были срублены примерно в середине десятого века. Позже исследователи продолжили раскопки, и им удалось найти еще три видимых опоры и найти следы существования противоположной стороны моста под наслоениями грунта.

Их открытие, как отмечает Степанов, позволило его команде раскрыть некоторые тайны постройки этого древнейшего моста и найти несколько крайне необычных черт, которые никто не ожидал увидеть.

К примеру, сами опоры представляли собой так называемые городни – деревянные срубы пятиугольной формы, которые обычно использовались в то время при строительстве валов и крепостей. В данном случае, как предполагают исследователи, строители частично собирали подобные опоры, спускали их на воду и устанавливали в тех точках реки, где должен был проходить мост.

После этого они «достраивали» их сверху, накладывая новые слои бревен поверх уже существующих, пока опоры не погружались и не достигали дна. Для их закрепления древнерусские зодчие засыпали пустое пространство внутри срубов камнями и укрепляли их другими способами. Подобная методика строительства была невероятно дорогой и трудозатратной.

Сама по себе эта конструкция не уникальна – такие мосты сооружали и в других уголках северной Руси, однако в данном случае она поддерживала пролеты рекордно большой длины. Как полагают ученые, это говорит о том, что сам мост был невероятно сложно устроен с инженерной точки зрения, иметь необычную структуру, не характерную для того времени.

«Поставить такие пролеты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII-XIV веков их было почти две дюжины. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее», — продолжает Степанов.

Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, ставшими позже «ядром» Новгорода, но и он мог исполнять другие роли.

К примеру, подобный мост можно было использовать для того, чтобы контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей. В пользу этого говорит то, что древнейший мост Новгорода был построен в самом узком и глубоком участке реки, а сам Волхов был частью двух знаменитых торговых маршрутов — «Из варяг в греки» и Великого волжского пути.

https://ria.ru