МОДЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

№7, 31.10.2018 года

Литвинова Татьяна Сергеевна

Экономические науки

контроллинг, управленческое решение, развитие компании, управленческий учет, прогнозирование, бюджетирование, управление

В настоящее время контроллинг подразумевает фундаментальную систему управления бизнесом, целью которой является высокоэффективная деятельность существования и развития компании. Для достижения долгосрочных эффективных и стратегических целей компания нуждается в комплексном, информационном, аналитическом, инструментальном и методологическом обеспечении руководства компании. Благодаря такой информационной поддержки руководитель в силе принять правильное, грамотное, своевременное управленческое решение.

Растущая конкуренция, интенсификация научно-технического прогресса, развивающиеся информационные технологии создают для зарубежных и российских компаний такие условия, когда становится сложно прогнозировать будущую ситуацию и адаптироваться к ней, сложнее эффективно организовывать свою деятельность.

Для того чтобы принимать необходимые и нужные решения, делать это осознанно и своевременно, руководителю необходима система управления, нужен прогноз, по которому можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер по их устранению. Без такой системы управления ни один руководитель не будет иметь возможности понять, куда двигается компания. Руководство российских компаний, а также и множество их зарубежных коллег заинтересовано в сохранении прочности и успешном развитии своего бизнеса. Именно поэтому оно должно принимать нужные стратегические и тактические решения, позволяющие сохранить и преумножить доходы компании, то есть обеспечить её стабильное будущее. Для получения высокого уровня качества управленческих решений необходимы профессионализм и ответственность руководителей всех уровней иерархической структуры организации. И если профессионализм таких руководителей – это результат наличия интеллектуальных способностей, освоения профессиональных знаний и приобретения передового опыта работы, то их ответственность формируется в процессе формирования корпоративной этической культуры, совместных ценностей, социальных норм, способности оценить значимость проблем, готовности решать вопросы для достижения поставленных целей, а также под влиянием контроля.

В экономическом смысле контроллинг – это управление и наблюдение. Контроллинг содержит комплекс мер по планированию, управлению и наблюдению за деятельностью компании, что невозможно без постановки конкретных целей.

Согласно современному подходу контроллинг можно понимать, как информационное обеспечение, ориентированное на результат управления компанией.

В следствии чего на любом предприятии необходимо внедрения службы контроллинга в его структуру. В общем виде служба контроллинга – это специализированное направление деятельности компании, связанное с функциональной и стратегической реализацией целей и задач менеджмента. Масштабы, актуальность решаемых задач в ограниченный период времени привели к необходимости использования информационных технологий. Информационные технологии позволяют значительно сократить затраты времени на обмен данными, снизить трудоёмкость учётно-аналитических процедур, увеличить объёмы перерабатываемой информации. Наличие такого связующего структурного подразделения, как отдел информационных технологий в службе контроллинга постепенно становится неотъемлемой частью системы поддержки управления компанией.

Служба контроллинга выступает связующим звеном между центром учёта и центрами ответственности. Если провести сравнение внедрения системы контроллинга в России с практикой зарубежных стран, то становится очевидным, что на российских предприятиях на систему внедрения контроллинга расходуется гораздо меньше средств, чем в европейских странах. Данная ситуация, безусловно, является неблагоприятной, поскольку свидетельствует о возможно завышенной налоговой нагрузке на экономику РФ.

Контроллинг в России: в нашей стране предпочтение отдаётся оперативному контроллингу, который профессионально разработан и представлен в теоретическом, методическом и инструментальном виде. В оперативном виде основными составляющими контроллинга являются контроллинг затрат и контроллинг результатов. Почти все современные программные продукты информационной поддержки систем управления имеют модификации разделов: «Контроллинг зарат», «Контроллинг показателей эффективности», «Контроллинг финансов».

Контроллинг в США возник задолго до образования страны. Опыт контроллинга США переняли у Англии в 1700-х гг. как основные правила развития бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts». В должностные обязанности вице-президента по финансам (CFO) входят функции контроллера. Контроллеры в США отвечают за выполнение функций финансового учёта, информационных систем. Кроме того, американские контроллеры несут ответственность за финансовую отчётность предприятия, финансовые и информационные системы предприятия, определённый круг обязанностей финансового менеджмента.

Японский контроллинг получил широкое применение не на отдельных предприятиях, а в системе предприятий, даже во всём обществе. Примечательно, что акцент в Японии делается на будущем, то есть работе на опережение. Контроллинг распространяется дальше отдельных сфер деятельности предприятия, близок к производству и затрагивает участвующих в производстве лиц, чтобы в коллективном действии определить значимые цели. Контролёры в Японии имеют универсальное образование и многолетний опыт через ротацию работы на предприятии.

Контроллинг в Германии: контроллинг в этом европейском государстве решает комплекс вопросов по анализу, планированию, управлению и контролю. В Германии контроллинг – это контроль внутренний, направленный на создание специальных условий для работы в компании как для управленческого персонала, так и для подчинённых, когда каждый из специалистов сможет контролировать себя сам для достижения долгосрочных целей компании (получения прибыли). Смысл немецкого контроллинга именно в этом и заключается, а управление и планирование прибыли – главная цель контроллинга. Контроллер предлагает сейчас и будет предлагать в будущем стратегическое видение бизнеса. Роль контроллера в будущем – быть и исполнителем, поставляющим информацию, и партнёром по бизнесу в процессе управления, то есть активно сотрудничать с руководителями бизнесов. Практика показывает, что появилась необходимость расширения сервисных функций для высшего руководства в вопросах обеспечения стратегических вопросов, а также в более эффективном управлении персоналом. Для этого нужны новые высококвалифицированные управленческие кадры, обладающие фундаментальными знаниями в области ведения, управления и развития бизнеса и готовые применять их на практике.

Список литературы

  1. Здравоохранениелюди в России. 2014: статистический рост сборник: [официальное нужд издание] / Федеральная свое служба всех гос. статистики всех (Росстат). — Москва: [б. и.], 2014. – С.380.
  2. Контроллинг: учебниккоек для студентов года вузов этом / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; [под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько]. — [3-е изд., дораб]. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. – С.335.
  3. Контроллинг: учебноевсех пособие даже / Т.Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. – С.143.
  4. Корпоративныебыть финансы: учебник срок и практикум двум для академического нами бакалавриата свою / О.В. Борисова, Н.И. Малых всех [и др.]. – М.: Издательство даже Юрайт, 2015. – С.651.