КОНТРОЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

№7, 31.10.2018 года

Шевелева Светлана Вадимовна

Экономические науки

контроллинг, персонал, система управления

В данной статье описывается система контроллинга по управлению персоналом на предприятиях, описывается его функции и задачи, а так же определяется его сущность. 

В настоящее время характерными чертами нашей жизни является почти абсолютная компьютеризация общества и глобализация мировой экономики. В таких обстоятельствах возможны трудности в ведении бизнеса. Однако в теории и практике современного менеджмента появился новый феномен контроля, возникший на стыке экономического анализа, планирования, ведения бухгалтерского учета и управления.

Сегодня нет единого определения «контроллинг». Это новая концепция управления, созданная современными методами управления.  Контроллинг (от англ. control — руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. 

В разных странах существуют разные области контроля. Например, в Германии осуществляется контроль управления расходами и планирования, в США в настоящее время контролируется финансовое направление (бюджетирование, управление страхованием, управление налогами и т. д.).

Почти до 2000 года контроллинг рассматривали в основном зарубежные ученые, иногда внутренние публикации встречаются только в виде рефератов и статей.

В системе управления предприятием контроллинг также может быть представлена в виде экономической оценки и в качестве поддержки для подготовки управленческих решений.

Во всех существующих определениях просматривается «поддержка системы управления при принятии управленческих решений», в то время как специалисты по контроллингу не выделяют и не рассматривают такие элементы как сравнение, сопоставление. 

Контроллинг может быть направлен на улучшение существующего производства, внедрение новых технологий в производство новых продуктов, на управление человеческими ресурсами.

Практика показывает, что в процессе управления предприятием используются все ключевые функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Функцию мониторинга следует понимать как своего рода административную деятельность, и именно поэтому можно поддерживать работу организации в соответствии с планом.

Компании создают системы управления, которые обеспечивают обратную связь между реальной деятельностью организации и выполнением соответствующего периода этого раздела плана времени. Выявленные отклонения от плана исправляют (например, отставание) или (если результат успешный)  усиливаются и продвигаются вперед.

Основной задачей контроля и мониторинга персонала является постоянная обратная связь между планированием и анализом отклонений от плана. Традиционно, есть четыре функции управления персоналом.

Первая. Информационная — предусматривает создание персонала базы данных предприятия для создания отчетов, следовательно, для разработки информационной системы, которая объединяет всю необходимую информацию: производительность, трудозатраты и т. д.

Вторая. Плановая — сбор информации (целевой и стандартной). Например, для подготовки выпуска новой продукции определить потребность в сотрудниках (количество, квалификация).

Третья. Управляющая — заключается в разработке предложений по устранению негативных ситуаций. Например, если есть отклонение между плановыми и фактическими расходами на обучение сотрудников на повышение квалификации на одного работника в 
год, то служба контроллинга персонала рекомендует отделу кадров и финансовому управлению откорректировать соответствующие планы и бюджеты. 

Четвертая. Контроль и аналитика — это анализ и измерение запланированной и текущей работы персонала. Например, если оборот находится в допустимом диапазоне (4-5%), но есть тенденция его увеличения, то об этом следует сообщать руководству персонала.

Для выполнения этих функций служба контроллинга персонала должна выполнять следующие задачи:

  • руководителю отдела кадров предоставлять необходимую информацию;
  • контроль эффективности работы персонала за отчетный период;
  • контроль на основе стратегических и оперативных планов, видов продукции (услуг), а также их сумм для определения потребности в персонале.
  • осуществлять разработку, подбор, продвижение и увольнение сотрудников, а также сотрудников по управлению затратами;
  • создание информационной среды для принятия стратегических решений для персонала и линейного управления;
  • разрабатывать и создавать системы, методы и организационные структуры для контроля своего персонала.

Служба контроллинга может быть размещена в компании следующим образом:

  • как часть централизованного управления услугами. В этом случае существует риск того, что его лидеры будут больше ориентироваться на экономические и финансовые показатели и отчетность, не позволят создать систему контрольного персонала, учитывают особенности управления персоналом;
  • как структура командования, сначала непосредственно зависящая от субъектов компании;
  • как командная структура, подчиняется непосредственно руководителю, ответственному за персонал компании.
  • входить в отдел персонала с таким же рангом в иерархии управления, как, например, служба развития.

Контроллинг персонала не должен становиться централизованной и стандартизованной системой, ограниченной только денежно-кредитными и финансовыми показателями и показателями управления. Сотрудники отдела управления должны использоваться в своей работе как физиологические, социальные и психологические характеристики сотрудников, что должно способствовать повышению объективности в измерении и оценке ключевых ресурсов — персонала предприятия.

Уровень затрат на рабочую силу для многих компаний часто является неотъемлемой частью общей стоимости затрат. Таким образом, успешность этой компании формируется из стоимости сотрудников — это важная задача и ее трудно контролировать. Именно эта сложность и привела к тому, что контроллинг персонала развивался как особый вариант функционального контроля. Кроме этого, контроллинг персонала получил развитие и из-за:

  • повышения требований к обучению персонала в связи с продолжающимся техническим прогрессом,
  • сосредоточенности внимания на ключевых характеристиках персонала в квалификации (например, готовность постоянно повышать свой уровень мастерства, способность и желание работать в команде, гибкость и готовность к переменам).

Следует отметить, что сегодня контроллинг является объектом многочисленных исследований в современной отечественной и зарубежной экономической науке. Однако суть и содержание его концепции требует дополнительного, углубленного и тщательного изучения и систематизации. К сожалению, многие промышленные предприятия в России не имеют единой, четко определенной концепции формирования и внедрения контрольной системы. Все это в значительной степени препятствует внедрению контроля в практику их хозяйственной деятельности. Для эффективного функционирования, обеспечения конкурентоспособности компании, необходимо разработать и внедрить систему контроллинга персонала.

Список литературы

  1. Контроллинг персонала. Функции и задачи [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=9153.
  2. Контроллинг персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/kontrolling-personala.html.
  3. Тимощук Н.А. Контроллинг персонала. Сущность и развитие [Электронный ресурс]  / Н.А. Тимощук. — http://cyberleninka.ru/article/n/kontrolling-personala-suschnost-i-razvitie.