ВНЕДРЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

№7, 29.10.2018 года

Осипов Андрей Андреевич

Саченок Людмила Ивановна

Экономические науки

сбалансированная система показателей, эффективность, стратегия, конкурентоспособность

Данная статья посвящена рассмотрению сбалансированной системы показателей и ее внедрения для управления эффективностью предпринимательской деятельностью.

Сбалансированная система показателей (далее ССП) – это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, которые отражают все стороны деятельности предприятия, как финансовые, так и нефинансовые.

ССП рассматривает стратегию в 4 аспектах:

— отношение к клиентам;

— финансы;

— бизнес-процессы;

— обучение и развитие персонала.

Оценка вклада в достижение целей предприятия и есть сфера применения методом ССП.

Первое, что оценивают – вклад с точки зрения создания ценности для посетителя. Учитываются потребности и ожидания потенциальных покупателей (в т.ч. жалобы), соблюдение стандартов обслуживания и доверия к продукции.

Второе – экономический/финансовый вклад.

Третье – вклад во внутреннее ведение бизнеса. Оценивается: своевременное предоставление отчетности, качество товара и услуг, быстрота реакции на запросы.

Четвертое – вклад в инновационные технологии, обучение и квалифицирование персонала. Учитывается эффективность тренингов, мотивация сотрудников, соблюдение принципов корпоративной культуры, участие персонала в инновационных программах.

Ключевые показатели эффективности — это главные границы, очерчивающие поле рентабельности предприятия. Основные функции KPI’s:

— выявление закономерностей развития бизнеса в общем и отдельных его процессов;

— предоставление управлению БД для поиска «узких мест»;

— оценка работы сотрудников и структурных подразделений;

— мотивирование персонала;

— создание новых путей для развития более привлекательных направлений бизнеса.

В таблице 1 и 2 представлены примеры внедрения ССП в предприятие.

Таблица 1 – Этапы проекта*

Этап Ожидаемая продолжительность
1 Знакомство с предприятием От недели до нескольких месяцев
2 Вводный семинар по стратегическому управлению и сбалансированной системе показателей (ССП) 2-3 дня
3 Анкетирование 7 дней
4 Опрос руководителя предприятия 7 дней
5 Описание/разработка стратегии и создание стратегических карт От 2-3 недель до нескольких месяцев
6 Составление и выбор показателей для ССП 7 дней
7 Составление ССП для подразделений 2-3 недели
8 Интеграция с системой бюджетирования Несколько недель
9 Интеграция с системой мотивации Несколько недель
10 Внедрение информационной системы для ССП Несколько месяцев
11 Организация презентации информации 2-3 недели
12 Проведение работ по ознакомлению работников со стратегией компании и ССП 1-2 недели
13 Пересмотр ССП Раз в 3 месяца

* Рассчитано по: Авторская разработка

Таблица 2 – Стратегические цели ССП и показатели ее влияния  в малом бизнесе*

Составляющая Стратегическая цель Показатели
Финансы Получение стабильно растущей прибыли Чистая прибыль;

Прибыль от реализации

Увеличение объема реализации Объем продаж по товарным группам;

Изменение доли рынка; Количество новых клиентов; Количество повторных продаж

Поддержание стабильности Изменение прибыли;

Отклонения от бюджета

Клиенты Наличие оптимального ассортимента Количество по каждой позиции в закупке и на складе
Строгое соблюдение обязательств Количество рекламаций;

Сумма расчетов по претензиям

Улучшение знания каждого конкретного клиента Количество повторных продаж
Процессы Улучшить систему товарного планирования и управления запасами Количество по каждой позиции (остаток на складе); Стоимость минимально необходимого расчетного уровня запасов; Количество раз, когда определенный товар отсутствовал на складе за период
Развитие Создать систему анализа Количество внутренних показателей и отчетов
Создать структуру управления на базе ERP и CRM Соблюдение сроков внедрения системы

* Рассчитано по: Авторская разработка

Сбалансированная система показателей (ССП) помогает предпринимателю в ведении бизнеса, формировании продуктивной стратегии, а также усиление конкурентоспособности, для объективной оценки сделанного объема работ и эффективности каждого работника, подразделения, компании в целом создать набор оценочных параметров и объединить их в единую систему.

Список литературы

  1. Жолдасова Ж. Как построить эффективный бизнес // Персонал. — 2014. — № 12(24). — С. 33-35.
  2. Плотников А.В. Особенности создания ССП как стратегической системы управления бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом. — 2015. — № 3. — С. 106-112.