ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

№7, 20.10.2018 года

Поддубная Елена Сергеевна

Матушевская Елена Анатольевна

Экономические науки

Гостиничный бизнес, средства размещения, международные гостиничные операторы, проблемы и перспективы развития.

Работа посвящена вопросам развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. Представлены статистические данные, обозначены проблемы гостиничной индустрии, а также перспективы дальнейшего развития.

Экономическое состояние отечественной индустрии гостеприимства, факторы, влияющие на проблемы и перспективы её развития, рассмотрены в работах и публикациях многих российских учёных экономистов, таких как Н. В. Павловой [1], В. С.Сенина и А.В.Денисенко [2], В. В. Гнездиловой и Д. А. Рубана [3], М.С.Оборина [4], О. Н. Погодиной [5], А. А. Понедельник и Д. А. Рубана [6] и других.

Целью статьи является освещение вопроса экономического состояния и развития гостиничной индустрии Российской Федерации как динамично развивающейся части экономического сектора, в частности выявление проблем и перспектив её развития.

Российский гостиничный бизнес находится на стадии стабилизации своего финансового положения в условиях кризиса и большой конкуренции, используя всевозможные маркетинговые подходы [5].

Однако гостиничный рынок Российской Федерации в целом имеет положительную динамику развития. Опираясь на материалы Росстата за период с 2010 по 2017 гг. об основных показателях функционирования коллективных средств размещения по всем субъектам страны, был проанализирован удельный вес, приходящийся на гостиницы, аналогичные и специфические средства размещения (табл. 1).

Таблица 1 — Структура коллективных средств размещения в России, % [9]

Года 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Гостиницы и аналогичные средства размещения 62,50 64,43 66,45 67,67 68,72 69,32 74,84 74,15
Специализированные средства размещения 37,50 35,57 33,55 32,33 31,28 30,68 25,16 25,85

В настоящее время в России в общем объёме коллективных предприятий размещения около 80 % приходится на деятельность гостиниц, мотелей, хостелов и др. К тому же за анализируемый период наблюдается тенденция трансформирования офисных помещений в гостиницы, что активизирует развитие делового туризма [5].

На основании официальных данных Росстата об основных показателях экономической деятельности гостиничного бизнеса была построена диаграмма, которая наглядно отображает тенденцию роста числа объектов гостиничной индустрии за последние годы (рис.1).

*Данные за 2010- 2015 гг. приведены без учета микропредприятий, а за 2016-2017 гг. — по полному кругу хозяйствующих субъектов.

Рисунок 1 – Количество гостиничных предприятий* в России, ед. [9]

По графику видно, что гостиницы являются самой востребованной категорией среди всех объектов размещения [4].

Ускоряющий рост числа новых российских средств размещений, в частности гостиниц, за последние 7 лет свидетельствует не только об их открытии, но и о распространении политики легализации гостиничного бизнеса [7].

Следует отметить тот факт, что ежегодно в Российской Федерации увеличивается количество новых гостиниц под управлением международных гостиничных операторов. На октябрь 2017 года в 37 городах страны функционировало 179 таких субъектов гостиничной индустрии, и в течение пятилетнего периода их число планируется увеличить почти в 2 раза во многих городах России [8].

На сегодняшний день на российском рынке гостиничных услуг наибольший масштаб управления отечественными гостиницами приходится на деятельность мирового лидера в сфере путешествий, современного образа жизни и цифровых технологий – компании AccorHotels.

Развитие сетевого межнационального управления российскими средствами размещения, основанное на уникальном мировом опыте на рынке гостиничных услуг, обеспечивает им более высокий уровень обслуживания, чем в самостоятельных гостиницах, устойчивость в кризисные периоды, снижение рисков инвесторов, более низкий уровень издержек, узнаваемость как гарантия качества оказываемых услуг [8].

Поток туристов в гостиницы и аналогичные средства размещения объясняется, в первую очередь, деловыми и профессиональными целями, а также с целью отпуска, отдыха и досуга [9]. На рисунке 2 представлены данные о численности иностранных и российских граждан, размещённых в гостиничных предприятиях за рассматриваемый период.

*Данные за 2010- 2014 гг. приведены без учета микропредприятий, а за 2015-2017 гг. — по полному кругу хозяйствующих субъектов.

Рисунок 2 – Численность иностранных граждан и граждан РФ*, размещённых в гостиницах и аналогичных средствах размещения [9]

 Что касается спроса на размещение российских и иностранных граждан, то он имеет положительную тенденцию роста ежегодно. Однако в гостиничном хозяйстве России резко стоит проблема несоответствия качества оказываемых средствами размещения каждого региона страны услуг ценам на них [6]. Сложившаяся необъективная политика ценообразования, безусловно, в краткосрочной перспективе может оказаться основным фактором снижения спроса потенциальных клиентов на гостиничные услуги отечественного бизнеса и, соответственно, их отток за рубеж [3].

Опираясь на официальные данные службы статистики России об объёме платных услуг гостиниц и аналогичных предприятий в денежном измерителе, была проиллюстрирована структура указанного показателя по федеральным округам (рис. 3).

Рисунок 3 – Доля объёмов платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, % [9]

 Из данных рисунка 3 следует, что по объёму оказанных гостиничных услуг за 2017 год лидерство принадлежит Центральному федеральному округу, на втором месте – Южный федеральный округ. Эти субъекты являются перспективными туристскими регионами страны, что обуславливает наличие большого количества объектов культурного и исторического значения, а также выгодное географическое расположение, особенности ландшафта, разнообразие природных ресурсов способствует развитию многих видов туризма и, соответственно, привлечению значительного потока гостей.

Следует отметить, что за 2017 год 6,81 % объёма платных услуг Южного федерального округа реализовано гостиничными предприятиями Крымской Республики, а 2,44 % — предприятиями города Севастополя. Эти показатели снизились по сравнению с 2016 годом, так как дорогие гостиничные услуги крымских гостиниц способствуют оттоку потребителей в Краснодарский край.

В целом можно сказать, что современное гостиничное хозяйство в России развивается динамично, отвечает общемировым требованиям гостеприимства, существует множество примеров высококлассного обслуживания, все больше мировых брендов приходят на российский рынок и конкурируют с отечественными гостиничными брендами, в крупных городах появляются новые высококлассные гостиницы. Однако основными проблемами рассматриваемого сектора экономики является необъективная ценовая политика, недостаток высококвалифицированных специалистов, устаревшая инфраструктура. Такая ситуация оказывает влияние на снижающийся поток туристов в регионы страны.

Список литературы

  1. Павлова Н.В. Гостиницы России и Северо-Запада: учебное пособие / Н.В. Павлова. — Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2009. — 261 с.;
  2. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие / В.С. Сенин, А.В. Денисенко. — Москва : Финансы и статистика, 2014. — 144 с.;
  3. Гнездилова В.В. Стоимость и качество размещения в гостиницах лакшери-сегмента крупных городов России / В.В. Гнездилова, Д.А. Рубан // Новые тезнологии. – 2017. — № 4. – с. 1-6.