ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ

№3, 28.11.2017 года

Огурцова Оксана Витальевна

Гасилина Елена Викторовна

Филимонова Ольга Сергеевна

Шаркова Юлия Викторовна

Спорт и физическая культура

физикультура, спорт, успеваемость

В работе проведен анализ успеваемости студентов в зависимости от спортивных результатов. На основе критерия Фишера доказано, что занятия физической культурой положительно сказываются на общей успеваемости студентов.

Успех практически в любой деятельности, особенно в учебной, зависит от интеллектуального развития. Взаимосвязь между профессиональными успехами и интеллектуальными способностями взаимна: эффективное включение в любую деятельность требует определенных способностей к этой деятельности, в свою очередь, любая профессиональная деятельность ведет к развитию и накоплению знаний и навыков в этой сфере.

Как известно, успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, но и от личных  интересов и мотивов, направленности личности, черт характера, темперамента, амбиций, и т.д.

Важным условием реализации потенциальных возможностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности  то, что выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности.

Как показали исследования, успешность обучения студентов зависит от особенностей самосознания и самопонимания, например от степени адекватности самооценки. При излишней самоуспокоенности, беззаботности и завышенной самооценке, студенты, как правило, попадают в число отсеиваемых. Многие студенты даже в период экзаменационной сессии не считают нужным работать напряженно, занимаются лишь часть дней, отведенных на подготовку к экзаменам (как правило, используют 1-2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсников, 92,3% пятикурсников. Некоторые студенты идут на экзамен, по собственному их признанию, подготовившись далеко не по всем выделенным преподавателем вопросам (58,3% первокурсников, 77% пятикурсников).[1]

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, развивая для этого интеллект, самоанализ, волевые качества.

Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и являются низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.

В современном образовательном процессе в Высшей школе активно внедряются различные педагогические приемы по усилению интеллекта и самоанализа. Это лекционные, семинарские, практические занятия по профильным дисциплинам, однако, внедрение новых образовательных стандартов по ФГОС 3+ привело к существенному сокращению аудиторных занятий – сокращению времени общения с человеком-преподавателем. Настоящие стандарты предполагают, что студент должен уделять учебе дома столько же времени, сколько и в университете/институте. Естественно, что такое распределение времени требует от студентов титанических усилий воли. Провести 4-5 часов после аудиторных занятий занимаясь самостоятельно сможет редкий студент. Социологические опросы студентов показали, что лишь единицы способны уделять учебе вне стен институтов 1,5-2 часа в день. Средний студент занимается самостоятельно 1,5-2 часа в неделю. Следовательно, для получения высоких оценок в процессе обучения очень важно тренировать волевые качества студентов. Одним из наиболее эффективных способом тренировки волевых качеств являются систематические занятия спортом. Именно спорт прививает навыки регулярных упражнений, постоянному самосовершенствованию, ориентации на получение высших результатов. Занятия регулярными тренировками в различных секциях не только «отнимают» свободное время у спортсменов, но позволяют внести больше организации в распорядок дня, что в конечном результате положительно отражается на успеваемости.

Нами была исследована успеваемость студентов «Института энергетики и транспортных систем» СГТУ имени Гагарина Ю.А. и проведена корреляция среднего балла зачетной книжки с успехами по физической культуре. В качестве оценок по физической культуре брались результаты студентов в подтягивании, беге на 100 м, беге на 1000 м, отжимания, прыжок с места и др. Спортивные результаты переводились в оценку по пятибалльной шкале и усреднялись. После чего студенты были разбиты на группы с успеваемостью по физкультуре на 5 диапазонов. Для каждой группы студентов было определено среднее значение успеваемости. Результаты средних баллов успеваемости, и среднеквадратические отклонения для разных групп студентов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Средние показатели успеваемости для групп студентов.

Успеваемость группы по среднему значению (по физкультуре) <3

(8 чел)

3-3,5

(7 чел)

3,5-4

(11 чел)

4-4,5

(5 чел)

4,5-5

(5 чел)

Средний балл группы по зачетной книжке 3,871 4,263 4,095 4,196 4,593
Среднеквадратическое отклонение оценок зачетки в группе 0,345 0,396 0,404 0,452 0,395

Как видно из табл.1 чем выше спортивные результаты, тем выше средняя успеваемость, при относительно небольшой девиации среднего квадратического отклонения.

Для оценки влияния независимых факторов на результат в технике применяется критерий Фишера (Дисперсионный анализ)[2]. С его помощью, можно установить зависит ли общая успеваемость студентов от их успехов в спорте. Для этого находится отношение внутрисерийных и межсерийных дисперсий.

Для наших групп внутрисерийна и межсерийная дисперсии составили Dвс=0,867 и Dмс=0,161 соответственно. Критерий Фишера F= Dвс/Dмс , F=5.376.

Согласно критерию Фишера, если соотношение внутрисерийных и межсерийных дисперсий больше критерия Фишера, то подтверждается теория о влиянии фактора группирования на результаты исследования.

Для уровня значимости q=0.05 для пяти групп с 6 результатами в каждой группе критерий Фишера составляет 4,39. Полученное нами расчетное значение критерия Фишера больше чем 4,39, следовательно, в результатах наблюдений обнаруживается наличие систематических погрешностей. А значит с вероятностью 0,95 регулярные занятия спортом позволяют добиваться высоких результатов в учебе.

Выводы.

В результате исследований была установлена связь между успехами в сорте и в учебе. Таким образом, можно рекомендовать регулярные занятия спортом в качестве тренировок по повышению волевых качеств позволяющих эффективно использовать внеаудиторное время для занятий по профильным дисциплинам и повышению общей успеваемости.

Список литературы

  1. Николаев Н.А., Остапенко В.А., Винжегина В.А., Судакова А.Н., Ахмедов В.А., Крамарь М.В., Мишанкин Ф.И. Студент в современном вузе: что влияет на успеваемость? // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 8. – С. 20-24;
  2. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология Учеб. пособие для вузов. -М.: Логос, 2001. -408 с.